10 марта 2011 г.



Индивидуальный план профессионального развития. Часть 2: руководство к действию

В предыдущем посте на тему планов профессионального развития мы вкратце обсудили важность самообразования для айтишников и решили, что начинать лучше всего с постановки целей. Сформировав две-три цели можно ответить самому себе на вопрос «Что?» и задать тем самым направление движения. Помните примеры целей? Стать бизнес-аналитиком; консультантом по управлению проектами; научиться играть на губной гармошке. Мы знаем к чему хотим прийти. Осталось разобраться каким образом мы собираемся достигать поставленных целей и разработать для себя руководство к действию. Так сказать, запланировать свою деятельность в плане самообразования.

Сразу скажу, что то, насколько развернутым и строгим будет план действий это дело вкуса каждого. Лично я бы не стал стремиться составить Идеальный План На Все Случаи Жизни. Как показывает практика, такие планы очень часто не работают. Достаточно обозначить основные моменты и разбить план на вехи длительностью до полу-года. Я уже отмечал, что наличие таких майлстоунов важно. Причем важно не столько для временного контроля, сколько для возможности осмысления и ретроспективы проделанной работы. Ведь никто не дает гарантий, что выбранное направление было единственно верным. Может быть еще не поздно повернуть в другую сторону.

Вроде бы все готово для составления плана. Мотивации хватает, цели сформированы... с чего же начать?

А вот с чего: отложите приготовленный карандаш или MS Project в сторону, пока что они вам не понадобятся. Я предлагаю начать с оценки себя как специалиста относительно поставленных целей. Тем самым мы получим точку отсчета, от которой потом можно плясать при планировании.

В деле самооценки нам бы очень помог некий набор критериев. Зачастую внутри компаний существует некий документ, который описывает критерии соответствия специалиста некой позиции в компании. В компании, где я работал, такой документ был. Если же ничего похожего в корпоративных архивах не нашлось, либо нашлось, но оказалось мало применимым к реальной жизни есть два варианта:
  • искать набор критериев самостоятельно - есть риск, что найденный набор будет слишком удобен для высокой самооценки, поэтому этот подход лучше применять людям, критичным к собственной персоне
  • штурмовать вашего менеджера или просто более опытного коллегу с просьбой оценить вас как специалиста (тем самым переложив головную боль по поиску набора критериев на них :-) - мне кажется, что вероятность более объективной оценки в этом случае выше, поэтому я бы выбрал именно этот вариант
Далее, приготовьтесь очень внимательно и эффективно слушать, а также задавать уточняющие вопросы. Ваша задача - получить максимально подробную объективную оценку независимо от того, нравится она вам или нет. 

Если же вас попросили оценить кого-либо, то подойдите к этой задаче максимально собрано и серьезно. Если вас попросили, то, скорее всего, человек вас считает более опытным коллегой, доверяет как эксперту и готов принять вашу оценку себя как объективную. Не стоит обманывать его ожидания и терять доверие. Искренне постарайтесь ему помочь.

Для проведения оценки я бы посоветовал следующий набор областей, который построен на базе документа, существующего в компании, где я работал (помните, что оценка в одной и той же области может быть различной в зависимости от ваших целей):
  1. Профессиональный технический уровень (специализированные, экспертные знания, технологии)
  2. Эффективность работы в команде (уважение к коллегам, открытость, умение слушать и доносить свои идеи, помощь другим)
  3. Умение эффективно управлять работой команды или небольшой рабочей группы (мотивация членов команды и самого себя, планирование деятельности, оценка трудозатрат, управление рисками, лидерство и его разделение с другими, делегирование и т.д.)
  4. Методологии и производственные процессы в разработке ПО (изучение сути существующих методологий, умение адаптировать под конкретные нужды, совершенствование и разработка новых подходов)
  5. Взаимодействие с заказчиком, внутренним или внешним (понимание проблем заказчика и его бизнеса, ведение эффективного диалога с клиентом, консультирование в бизнес-области)
  6. Лидерские качества (объективная самооценка, мотивация себя и других, социальные навыки, принятие ответственности, инициативность, забота «не только о своей грядке, но и об огороде в целом»)
Я считаю, что все эти области разработки ПО важны для специалиста высокого уровня. Конечно же, их важность относительно друг друга может варьироваться в зависимости от вашей, так скажем, специализации. Для менеджера проекта наиболее важными можно назвать пункты 3,5 и 6, для аналитика - пункты 1 и 5, для разработчика - пункты 1 и 2, для тех-лида - пункты 1, 3, 4 и 6.

Итак, мы знаем в какой точки пути мы находимся и приблизительно представляем сколько еще надо пройти для достижения целей. Можно возвращаться к карандашу или плану MS Project.

Чем же наполнять свой план? Какими действиями? Мне кажется, что в большинстве случаев эти действия будут очень похожими, несколько различаясь своим содержимым. Свой собственный план профессионального развития я компоновал из следующих «кирпичиков»:
  • Очень важно заручится поддержкой вашего босса и получить именно тот профессиональный практический опыт, который вам нужен. План развития должен иметь заметную практическую составляющую (в отличие от нашего университетского образования). Понятно, что учиться на реальных производственных задачах рискованно. Поэтому начинать надо не спеша, на первых порах давая проверить вашу работу более искушенному в этих делах коллеге (а может быть и вашему боссу) или выполнять не самые критичные для проекта задачи. И главное - не нужно боятся ошибок, они являются естественным дополнением процесса обучения. Со временем накопленный практический опыт позволит совершать их все меньше и меньше. 
  • Читайте книги. Составьте для себя список книг по интересующей теме на пол-года или год и начинайте читать. Если у вас есть корпоративная библиотека - используйте ее ресурс по максимуму. Если книга ваша личная - выбросьте из головы вбитую туда кувалдой в школе мысль, что «к книгам нужно относится максимально бережно и не дай бог...». Вооружайтесь карандашом и смело делайте пометки на полях, записывайте мысли, пришедшие вам в голову по поводу прочитанного. Пробуйте мысленно применять описанное в книгах к вашей повседневной деятельности.
  • Следите за популярными блогами или новостными ресурсами в нашей отрасли, такими как dev.by или habrahabr.ru (и конечно же не забывайте grodnosoft.by :-), ищите блоги или сайты широко известных специалистов.
  • Плюсом будет участие в разнообразных тренингах, семинарах и конференциях. У нас в Гродно, к сожалению, вы их вряд ли найдете, поэтому следите за происходящим в Минске/Москве/Питере и других близлежащих городах. О полезности участия в таких мероприятиях я уже писал.
  • Говорят, что лучшим способ чему-то научиться является возможность обучать кого-то еще. Используйте такую возможность и просите себе в падаваны менее опытного коллегу или пробуйте peer education. Заводите личный блог или пишите в коллективный.
Неожиданные рекомендации, неправда ли? К.О. обзавидуется :-)

На этом тему индивидуальных планов профессионального развития я закончу. Если есть, что добавить - смело добавляйте! Я же добавлю кое-что на следующей неделе: что читать менеджеру и что читать программисту. Удачи!

-




Понравилось сообщение - подпишитесь на блог Подписка на блогFollow grodnosoft on Twitter




Читайте также:


Комментов: 0

Отправить комментарий