16 февраля 2011 г.



Индивидуальный план профессионального развития. Часть 1: цели

Все мы знаем, что разработка ПО - безумно быстро меняющаяся и развивающаяся отрасль. Потребность бизнеса в квалифицированных айтишниках растет практически постоянно за исключением, может быть, совсем уж кризисных времен. Для нас уже вошло в привычку, что рынок труда в IT, по крайней мере в Беларуси, перегрет до нельзя. Компании нанимают всех мало-мальски толковых студентов. Заманивают «крутых» программистов всеми правдами и неправдами. Например, в Гродно свободных разработчиков хоть с каким-то значительным опытом работы нет. Просто нет и точка!

В такой ситуации вопрос профессионального развития специалиста важен как для компании, в которой он работает, так и для него самого.

Компания хочет иметь самые лучшие кадры - ничего не поделаешь, приходится готовить их самостоятельно. Люди - важнейший компонент успеха в разработке ПО (предлагаю всем запомнить это как мантру). Понятно, что чем лучше подготовлены ваши люди - тем больше у вас шансов на успех. Кроме того, активное развитие компанией своих сотрудников показатель того, что компания о них заботится. А людям нравится когда о них помнят и заботятся.

Разработчик, в свою очередь, может повышать свой профессиональный уровень для получения более выгодных и интересных предложений работы, для получения новых вызовов и возможностей для самореализации. В нынешних условиях можно быть уверенным на все 100%, что ваши инвестиции в собственное обучение принесут плоды. Отдача будет. Можно не опасаться, что время будет потрачено впустую. Мне кажется, что осознание этого фактора должно являться серьезным мотивирующим фактором, подталкивающим к самообразованию. Хотя, у каждого свои ценности, поэтому не будем обобщать это на всех айтишников.

Способов для обучения масса. Конференции, тренинги, семинары, книги, работа в паре с опытным специалистом и так далее. Я же хочу затронуть вопрос индивидуальных планов развития, которые помогают структурировать процесс и выбрать подходящие способы обучения.

В течении последнего месяца работаем над созданием таких планов в своей команде. Кстати, инициативу проявляют сами разработчики, что немаловажно (и похвально :-). А к идее создания планов развития пришли в результате встреч один на один, понемногу разговаривая о возможных вариантах продолжения и развития карьеры в компании. Встречайтесь и разговаривайте один на один со своими коллегами почаще - узнаете много нового, полезного и интересного.

Итак, с чего же начать? Вбиваем в поисковик что-нибудь вроде «индивидуальный план развития» или, если с английским все в порядке, «individual development plan» и просматриваем первые результаты. Как правило, рекомендации довольно простые и очень похожи друг на друга. То же самое касается и шаблонов для составления таких планов. По крайней мере мне показалось именно так.

Первый и самый важный этап, о котором пойдет речь в этом посте, это определение целей. Это если не считать этапа, когда человек осознал необходимость дальнейшего профессионального развития. Будем по умолчанию считать, что это уже произошло. О важности этого события, думаю, сильно много говорить не нужно. Понятно, что иначе можно с тем же успехом составить план профессионального развития для кирпичной стены. А кирпичные стены, как мы знаем, не очень преуспевают в обучении, тем более по какому-то там плану.

Для составления качественных целей важно следующее:
  1. Цель должна быть обозначена (хотя бы в общих чертах) тем человеком, для которого составляется план профессионального развития. Люди склонны лучше принимать те цели, которые поставили себе сами и которые отвечают их внутренним ценностям. Кроме того, таким образом человек становится сам ответственен за свой жизненный выбор и не сможет с легкостью от него отказаться как от навязанного со стороны («Что там этот менеджер еще удумал? Как-то не хочется мне заниматься составлением спецификаций... (злорадно) Надо бы придумать почему я не справлюсь с этой работой.»).
  2. Целей должно быть немного. Говорят, что их количество может быть от пяти до семи. Я бы сказал, что будет еще лучше, если их будет две-три. Это помогает сконцентрироваться на их достижении. Более того, вероятность успешного достижения двух-трех целей скорей всего будет выше, нежели пяти-семи. И это дополнительно мотивирует на дальнейшее обучение.
  3. Конечно же будет очень хорошо, если цель будет отвечать классическим критериям под кодовым названием SMART. И я даже не подумаю рассказывать вам что это такое :-)
Приведем парочку примеров целей, которые могут не являть собой идеал, но все же быть достаточно хорошими (идеальные нам и не нужны, науку целеполагания трогать не будем):
  • Стать бизнес-аналитиком, уметь работать с клиентами для выявления и формулирования качественных требований к ПО, на основе которых можно максимально быстро приступить к разработке; через пол-года попробовать себя в этой роли на небольшом проекте под надзором более опытного аналитика; через год стать уметь работать в этой роли самостоятельно
  • Быть востребованным консультантом в сфере управления проектами по разработке ПО, помогать искать проблемные места в процессах разработки, уметь адаптировать различные методологии к конкретным проектам; найти небольшой пилотный проект через пол-года, через год-полтора сформировать базовое портфолио из успешных проектов
  • Научится играть на губной гармошке, чтобы уметь импровизировать на блюзовые темы, уверенно владеть всеми базовыми навыками игры (бенды, ...), которые для этого необходимы; уметь играть простые мелодии по табулатурам через 3 месяца, научится основным риффам через пол-года
(а теперь угадайте какая из этих целей моя собственная? :-)

Как можно увидеть из примеров, цель можно дробить по времени. То бишь можно выбрать какую-то большую далекую цель и разбить ее на, так сказать, под-цели. Опять же, намного приятней быстрее добиваться успешных результатов. И определенный временной контроль присутствует. 

По наступлению каждой такой вехи желательно проводить ретроспективу проделанной работы. Кто знает - вдруг вы идете совсем не в ту сторону? В таком случае не нужно расстраиваться. Цели ведь не на камне высечены, они могут измениться. Ведь за пол-года или год измениться можете  и вы сами.

Таким образом, наметив для себя цели, мы ответили на вопрос «ЧТО?». В следующем посте на тему планов профессионального развития попробуем ответить на вопрос «КАК?», чтобы выстроить некую последовательность действий для достижения выбранных целей. Всем удачного целеполагания!:-)

Продолжение: руководство к действию.

-




Понравилось сообщение - подпишитесь на блог Подписка на блогFollow grodnosoft on Twitter




Читайте также:


Комментов: 0

Отправить комментарий