28 октября 2010 г.



Коммуникация с заказчиком - немного уличной магии

Последние несколько дней я работаю над очередной спецификацией требований. Готовлю, так сказать, плацдарм для следующей итерации разработки на текущем проекте. Конечно же, при этом периодически общаюсь с представителем заказчика. И вот что заметил.

Когда человек видит и понимает, что ты искренне пытаешься понять проблематику и требования бизнеса, внимательно его слушаешь и вместе с ним создаешь проект будущей системы - это создает по-настоящему магический эффект. Из «угрюмого» заказчика он тут же превращается в помощника. Теперь я не один на один с плохо сформулированными требованиями и обрывками отдельных мыслей, из которых надо получить законченную спецификацию нового модуля. Наоборот, происходит некая кооперация и общими усилиями мы начинаем приходить к правильному решению.

Конечно, это никакое не открытие. Но именно сейчас я осознал всю важность того, о чем пишут в книгах и рассказывают на семинарах и тренингах про коммуникации в целом и с заказчиками в частности. Очень важно:
  • Искренне пытаться понять проблематику бизнеса заказчика
  • Активно (эффективно) слушать и правильно доносить свои мысли
  • «Включить» заказчика в процесс
Осознанно или нет, но я пытался все это применять и раньше. Причем не только на работе, но и в личной жизни. Но именно сейчас все сложилось в одну картинку. Давайте разберемся, почему все это очень важно?

Понимать проблематику бизнеса заказчика очень важно для создания действительно эффективных решений. Думаю, объяснять почему так не имеет смысла. Но вместе с этим нужно пытаться искренне узнать как можно больше и понять бизнес как можно глубже. Несмотря на то, что уже известно. Задавать правильные вопросы, предлагать свои варианты решения бизнес-проблем, разговаривать на языке предметной области - все это представит вас в глазах заказчика как специалиста, который в состоянии решить его проблемы. Конечно же, с таким человеком хочется иметь дело и помочь ему достичь отличного результата.

Активное слушание - неотъемлемая часть эффективных коммуникаций. Базовый принцип здесь - сопереживание к тому, о чем говорит ваш собеседник, или эмпатия. Можно долго слушать, но ничего и не услышать. Чтобы максимально расположить к себе человека нужно действовать ровно наоборот. Пытайтесь вникнуть не только в слова, но и в то, что за ними стоит. Задавайте открытые вопросы, не предполагающие ответов «да» или «нет», развивайте высказанную мысль. Поменьше говорите и побольше слушайте (и думайте), выражая при этом свою заинтересованность. Только осознав, что вы действительно заинтересованы и понимаете все сказанное, ваш собеседник пойдет на более плотный контакт с большим уровнем доверия и уважения.


Вышесказанное приближает нас к «включению» заказчика в процесс работы. С этого момента мы не работаем каждый над своей задачей - мы работаем над общей проблемой. Заказчик принимает часть ответственности за результат на себя. Это ключевой фактор, который позволит получить в результате выдающийся продукт. Помните - вы не разбираетесь в решаемой проблеме досконально и только наличие того, кто разбирается и заинтересован, поможет прийти к верному решению.


Вот такие простые составляющие позволяют добиваться «магических» эффектов в коммуникациях с заказчиком. А вы хотите увидеть немного настоящей «уличной» магии?



Полезные ссылки:





Понравилось сообщение - подпишитесь на блог Подписка на блогFollow grodnosoft on Twitter




Читайте также:


Комментов: 0

Отправить комментарий